Несмотря на постоянное изменение трендов, издательство Paradox Interactive можно сравнить со скалой посреди штормящего моря. Что бы ни произошло, игроки будут уверены в том, что компания продолжит выпускать хардкорные глобальные стратегии. И Victoria 3 не является исключением.
Давайте начистоту — если вы являетесь хардкорным поклонником проектов от Paradox Interactive, то Victoria 3 попросту обязательна к покупке. Это очень красивая и комплексная стратегия, в которой можно провести десятки часов, к чему разработчики активно подталкивают. Вы не справились с управлением страной? ничего страшного — просто переключитесь на другую.
Однако в рамках продвижения игры разработчики упирали на то, что они стремятся снизить болезненный порог вхождения для новичков, сделав стратегию понятной за счет обучения и других мелких изменений. И можно ответственно сказать, что задачу они провалили.
Открою очень страшную тайну — я ничего не смыслю в глобальных стратегиях от Paradox Interactive. Умом я понимаю, что передо мной очень увлекательная игра, но когда дело доходит до практики, то можно быстро впасть в ступор. Одним из самых серьезных барьеров является то, что в Victoria 3 события разворачиваются в реальном времени, а при необходимости можно и нужно включать паузу.
Большую часть времени игрок проводит не на глобальной карте, а в различных менюшках. Чтобы факторов, включая расстановку политических сил, настроения населения, дипломатическую обстановку и состояние экономики.
Ключевые ресурсы в Victoria 3 — это Авторитет, Влияние и деньги. Первые два необходимы для функционирования бюрократического аппарата, принятия нормативно-правовых актов и других внутригосударственных вопросов политического характера. Влияние необходимо для дипломатических переговоров, ну а без денег ни одна страна не выживет, ибо они влияют вообще на все. Даже дефицит бумаги может привести к тому, что работа чиновников начнет буксовать.
Наиболее серьезным аспектом игры является промышленность и торговля. Простой пример — хлеб. Если ваших производств недостаточно, то можно наладить поставки из других стран, причем в каждой из них цены на товар могут отличаться. Это касается и экспорта излишков.
Необходимо учитывать и географическое положение торгового партнера. Скажем, для доставки груза из Франции в Северную Америку его необходимо охранять. Как это сделать? Развивать флот! Некоторые маршруты могут быть абсолютно невыгодными для вас, но при этом позволяют решить проблему дефицита.
Отдельная головная боль — законы. Даже такая вещь, как создание профессиональной полиции может затянуться на долгие месяцы, а в ходе процесса могут возникнуть неожиданные факторы, из-за чего все потонет в бюрократической волоките. Кроме того, важно следить за количеством радикалов, которое постоянно растет. Если процесс выйдет из-под контроля — будете биты.
Как ни странно, проще всего в Victoria 3 дела обстоят с дипломатией, ибо данный аспект реализован наиболее понятно. Для успеха переговоров необходимо не только Влияние, но и состояние отношений с конкретной страной. Вы можете долго и упорно заниматься их улучшением, но линия поведения при разборе конкретного события может свести на нет всю работу. Простой пример — с плантации сбежали рабы, которые укрылись в соседней стране. Игрок может промолчать или выразить протест, тем самым испортив общение.
На более глобальном уровне дипломатия усложняется, хотя тут и возникает затык. Игрок может брать страны под протекторат или наоборот — выбирать сюзерена. Кроме того, предусмотрена возможность предъявления претензий на территории. Если же ситуация дошла до вооруженного конфликта, то наступает пора действовать военным. И это самый неоднозначный момент Victoria 3. Для того, чтобы участвовать в сражениях, необходимо нанять генералов и объявить мобилизацию. Но отряды никак не отображаются на карте — можно только отдать приказ двигаться к конкретной точке, после чего две армии начинают меряться друг с другом цифрами. Выглядит это очень странно.
Главная проблема Victoria 3 и подобных ей игр — человек не всегда понимает, влияют ли его действия на ситуацию. Винить в этом стоит не самый удобный интерфейс, ибо даже не всегда понятно, нажали ли вы на конкретную кнопку в очередном меню. Кроме того, ситуация может крайне резко измениться — и осознать почему бывает подчас невозможно. Исправить это должно было продвинутое обучение, о котором разработчики говорят еще с релиза Crusader Kings 3. На практике же оно вводит в ступор, который усугубляет не самая удобная энциклопедия с плохо реализованным поиском по ключевым словам. Кроме того, в какой-то момент обучающие задания могут вообще пропасть. Поэтому лучшим вариантом для начинающих является выбор небольшой страны с минимумом населенных пунктов.
Учитывая современную политическую ситуацию, еще во время изучения превью-версии разработчики просили журналистов максимально избежать параллелей с нынешними событиями. Поэтому наша редакция решила обратить внимание на другую сторону Земли, окунувшись в мир работорговли, знойного климата и сложных отношений с Мексикой и США. Advance the flag of Dixie! Hurrah! Hurrah!
Практика показала, что Техас можно назвать наиболее удобной точкой вхождения. В штате всего один город, а на старте игрока сразу бросают в сражение с Мексикой, которое, впрочем, быстро заканчивается. К тому же в регионе не так уж и много соседей, что также упрощает работу. Впрочем, гладкой игры все равно не выходит, ибо Техас страдает от совершенно безумной бюрократической волокиты. Кроме того, в самом начале доступно слишком мало маршрутов для транспортировки грузов. Плюсом же является то, что штат является весьма богатым. Однако непредсказуемость Victoria 3 способна разрушить и эту идиллию. Так, после перехода под патронаж со стороны США у меня резко обрушились доходы, ну а из-за бюрократии попытка создания профессиональной полиции превратилась в сущий кошмар.
В такой ситуации иногда ничего не оставалось, кроме как сидеть и ждать, наблюдая за изменениями циферок. Дабы сгладить процесс медитации, Paradox Interactive обновила визуальный ряд игры. Ландшафт теперь напоминает гигантскую диораму, на которой отображается прогресс. На карте видны города, которые постепенно растут в размерах, появляются дороги, формируются новые населенные пункты, строятся порты и так далее. Выглядит все действительно неплохо, хотя стратегия и является довольно прожорливой.
Victoria 3 — это сложная в освоении и щепетильная в мелочах глобальная стратегия, которая затянет фанатов жанра на сотни часов. А зная Paradox Interactive, в ближайшем будущем стоит ждать потока дополнений. Но попытку разработчиков сделать данный праздник жизни доступным для новичков сложно назвать удачной.
игра вышла на ПК в Steam 25 октября.