Вторая часть симбиоза JRPG и симулятора знакомств про отряд бравых девушек — Blue Reflection: Second Light — подкралась незаметно в конце года. Студия Gust компании Koei Tecmo снова решила отвлечься от своей основной ролевой франшизы Atelier и порадовать всех поклонников крепкой женской дружбы посреди апокалипсиса.
Первая Blue Reflection, дебютировавшая в 2017 году, затрагивала историю Хинако, бывшей звезды балета, которая начала посещать новую школу. Она обретает силу отражателя, носителя магических способностей, вместе со своими подругами Юдзу и Лайм. По ходу истории девушки исследуют параллельный мир, отбиваясь от атак монстров, которые питаются эмоциями. Используя силу дружбы, они постепенно спасают мир коллективного сознания, одерживая верх над высшими сущностями — Сефирами, имеющими самые причудливые формы. Проект мог похвастаться чарующей атмосферой в расслабленной обстановке, чем отличался от напряженных игр жанра, заостряющих внимание на междоусобных конфликтах.
Second Light является прямым продолжением первой игры и аниме Blue Reflection Ray, события которого в большей степени затрагиваются во второй половине повествования. Авторы пересказывают важные аспекты сюжета оригинала, чтобы играющие смогли полноценно разобраться в хитросплетениях сценария без необходимости проходить первую часть. События происходят в другом мире с новым набором персонажей, хотя и не обошлось без помощи опытных знакомых героев.
Главная героиня Second Light Ао Хосидзаки внезапно просыпается в неизвестном месте. Вместо привычного учебного заведения она оказывается изолированной в загадочной школе с тремя обитательницами — Юки, Реной и Кокоро.
Познакомившись со всеми, героиня узнает что подруги по несчастью потеряли память и вообще не в курсе происходящего. Как оказывается, школа полностью огорожена от внешнего мира водой вокруг, став своего рода оазисом. Ао заставляет девчонок задуматься о поисках причинно-следственных связей и способа вернуться обратно домой. Как можно догадаться, наша подопечная не зря единственная обладает памятью и становится центральной фигурой событий, о чем позже вы узнаете.
Воспоминания становятся топливом для эмоций, благодаря которым героини могут сражаться. Опускаясь в подсознание каждой из девушек, мы вместе исследуем мир, сотканный из эпизодов их жизни, порой не очень приятных и даже постыдных. Разрешив ситуацию внутри и победив босса, олицетворяющего проблемную мысль, сопартийцы возвращают важную часть памяти. Задумавшись об испытанном, они триггерят появление знакомого персонажа, который им чем-то дорог, и он к нам присоединяется. Таким образом, кусочек за кусочком, восстанавливается полная картина сюжета, позволяющая разобраться в деталях произошедшего и истинной причине существования школьного оазиса. Как это ни странно, но из-за подобного стиля повествования первые семь из одиннадцати глав знакомят с главными действующими лицами. Погружаясь в их внутренние миры, мы узнаем бэкстори персонажей из самых ярких жизненных ситуаций, а также причину их заключения в школе.
Девушки являются отражателями — избранными со специальными кольцами-катализаторами, которые способны связывать свои мысли и чувства с теми, кто колеблется и находятся в смятении. Хотя это является типичным шаблоном аниме в жанре махо-сёдзе, темы, затрагивающиеся в истории, довольно-таки острые. Кроме привычного для общества подростков буллинга, поднимаются вопросы эксплуатации ради выгоды, смерти, раздвоения личности, одиночества, самопожертвования, лжи во благо и многие другие.
Всего играбельных персонажей набирается десять, и авторам удалось раскрыть каждого как полноценную уникальную Личность. У них свой характер, бэкграунд, а также сильные и слабые стороны. Безусловно, нарратив вам все не раскроет, и чтобы добраться до пикантных подробностей, придется выполнять сайдквесты и улучшать взаимоотношения.
По сути, у игры размеренный темп повествования с довольно схематичным геймплейным лупом. Прошли очередное подсознание, выполнили побочки, поговорили со всеми, и так по кругу. Но всё это сдобрено массой диалогов, забавных сцен и, конечно, прокачкой всего и вся, включая крафтинг. Дейтсим-элемент здесь стоит во главе угла и выполнен на достаточно высоком уровне. Нам довелось пройти многие ролевые игры с подобным аспектом геймплея, от Persona до Sakura Wars, и мы можем смело заявить, что здесь выдержан весьма хороший баланс. Second Light не топит игроков в тоннах заумной болтовни раз за разом и не вынуждает гриндить унылые активности ради сценок. Кроме всего прочего, вы постоянно будете натыкаться на совместные сцены с персонажами, которые довольно щедро расставлены по академии. Там и выясняется, чья очередь готовить, способ ведения учета книг в библиотеке, трудности учебы и другие подобные вещи. Конечно, главным образом отношения прокачиваются с помощью поручений и свиданий, приглашения на которые вы получаете после выполнения сайдквестов и по мере прохождения кампании. Каких-либо ограничений нет, и вы можете спокойно продвигаться в амурных делах с каждой из напарниц. К слову, порой в диалогах вам будет даваться выбор ответа в духе “На чью сторону встать?”. Кроме забавного исхода сценки, в зависимости от выбранной девушки, вы получите прирост к отношениям.
Примечательно, что при достижении высокого уровня доверия героини начнут держаться за руки, а затем и баловаться вместе в кровати, горячих источниках, при принятии душа и так далее. Признания, как говорится, прилагаются, в самых неожиданных местах, но ничего слишком серьезного и откровенного не ждите, ведь у тайтла невысокий возрастной рейтинг. Тем не менее, романтичные моменты достаточно качественно обставлены, и наблюдать за милыми ухаживаниями приятно, учитывая пройденный вместе путь.
В плане мониторинга выполнения контента авторы сделали наглядную систему. игра постоянно оповещает через интерфейс и звуковые сигналы о ходе выполнения задач, а также по итогам завершения квеста, когда можно уже идти сдавать его. При этом всегда работает механика быстрого перемещения между школой-хабом и так называемыми слоями мира — в любой момент можно отлучиться, что весьма полезно.
За историей следить в целом интересно, раскрывая загадку за загадкой, но финал в итоге оставляет неприятное послевкусие. Не вдаваясь в спойлеры, отметим, что смысл нескольких аспектов касательно персонажей, про которые нам талдычили с самого начала, авторы не раскрыли до конца. Кроме того, один важный момент так и остался за бортом, повиснув безмолвным вопросом. Возможно, это задел на продолжение, но лучше бы разработчики создали полноценное и законченное произведение. Сложилось впечатление, что все ресурсы ушли на проработку персонажей, наблюдать за отношениями которых всегда увлекательно.
Боевая система определенно является настоящим бриллиантом в короне игры. Она вышла не только в меру комплексной, когда приятно заниматься постоянным микроконтролем с опций, но и довольно бодрой для пошаговых сражений. Невольно ловишь себя на мысли, как здесь приятно экспериментировать и менять активных бойцов. Очень жаль, что куцый контент не позволяет раскрыться боевой составляющей в полной мере, но давайте обо всем по порядку.
Модели врагов видны карте, и вы вступаете в сражение на отдельной арене на фоне местности. Если до соприкосновения с супостатом вы ударите его оружием, то получите преимущество в очередности хода. Увы, но авторы не предусмотрели совмещение энкаунтеров, как в других JRPG, поэтому придется сражать по одному набору врагов за раз. Порой это приводит к курьезным ситуациям — едва расправившись с одними монстрами, в вас сразу врезается другая моделька , даже не дав замахнуться. Это странно в том числе и потому, что стычки могут включать как одного, так и нескольких монстров одновременно.
Вместо привычной маны и других видов ресурсов, основной сущностью здесь является эфир. Генерируемый чувствами девушек-отражателей, он влияет на скорость заполнения временной шкалы действия — местного аналога ATB из Final Fantasy. Достигнув определенного числового значения, вы можете применить скилл на выбор, либо использовать предмет, а также можно просто переждать дальше. При совершении действия происходящее ставится на паузу, пока не выбрана команда.
Однако максимальный уровень заполнения ограничен и растет лишь когда вы активно сражаетесь, применяя умения. Тем не менее, при желании вы можете копить очки действия и применить сразу несколько способностей за раз, если суммы хватит по стоимости. Но игра стимулирует на агрессивное с портретом, и построения комбо-цепочек. С каждым ударом увеличивается множитель урона, но будьте бдительны — если враг скастует мощный прием, то комбо прервется и множитель откатится на прежний уровень. Сохранить текущее глаз. Магическая форма усиливает параметры и дает доступ к крутым скиллам. Увы, но здесь таится некоторая ложка дегтя — самые мощные абилки, которые сопровождаются стильной анимацией, по совместительству являются одними из нескольких доступных АОЕ-атак. В итоге львиную долю игры вы поражаете только по одной цели за ход персонажа. Не сказать, что это как-то сковывает, ведь сама скорость атак довольно высокая и вы быстро можете делать удар за ударом. Но хотелось бы постоянно иметь под рукой весь арсенал умений, особенно когда приходится гриндить ингредиенты для крафта.
Одним из приятных лайфхаков боевой системы является синхронизация анимаций приемов. Вы можете соединить обе союзные атаки для пущей эффективности или же прервать вражескую в момент движения. Вдобавок, время заполнения линейки действия всегда честно считается. То есть, если вы потратили лишь 500 из доступных 1000, то следующий ход начнет заполняться с оставшейся суммы. Секрет эффективности баталий кроется в быстром уничтожении врага, иначе вы будете обречены постоянно откатываться назад по шкале времени. Основными инструментами здесь выступают эксплуатация уязвимостей, применение критических атак и наслоение череды дебаффов. Более того, если враг кажется толстокожим и невосприимчивым к недугам, то возможно заставить его открыться к тем или иным стихиям либо статусам. Именно здесь на помощь приходят различные полезные свойства разных абилок. В правильном жонглировании последовательности приемов и состоит секрет успеха быстрых и безболезненных боев.
В некоторые моменты при сражениях с крупными оппонентами вы можете вступить в бой один-на-один, когда приближается камера и вы управляете только одним персонажем. здесь скорость заполнения действий заметно увеличивается, и вам необходимо за краткий промежуток времени отразить натиск. Доступны команды атаки, уклонения, усиления и контр-удара. Как ваши, так и вражеские удары бьют мощнее, поэтому стоит сконцентрироваться на тайминге и анимации врага. Да, в это время игра перетекает в полный реалтайм без каких-либо пауз. Довольно интересное решение, способствующее разгону динамики в битвах.
Хотя всего активно принимающих участие в схватках персонажей может быть только три, одного из сопартийцев позволяют поставить в слот поддержки. По ходу заполнения эфирной шкалы он с определенной вероятностью будет применять способности поддержки, а при вашем желании сможет использовать расходник или заменить активного члена команды — мертвого в том числе. игра очень щадящая, так что опыт тут раздают даже оказавшимся в гробу героиням. Не принимающие активного участия в боях тоже будут прокачиваться в полной мере. Увы, атрибуты распределяются автоматически, а новые умения вы открываете по ходу прокачки отношений, получая очки талантов.
Талантов превеликое множество — они делятся на четыре категории, среди которых как повышения параметров, так и скиллы разных типов, а также ускорение скорости заполнения шкалы, улучшение процесса крафтинга и другие подобные элементы. игра позволяет поставить режим автобоя для левого и правого персонажа, оставив подконтрольным лишь центрального. Но учтите, что лечиться они не будут вплоть до критических значений уровня здоровья. Хотя при желании в любой момент можно прервать автоматическую раздачу команд и вмешаться. Что интересно, все герои сбалансированы по типам атак — у них присутствует некоторое число ударов ближнего боя и дальнего, вне зависимости от их вида оружия. Это также касается баффов и дебаффов, часть которых можно дать применять любому персонажу — посредством специальных предметов.
Здешнее снаряжение называется “фрагментами эмоций”. У каждого из подопечных определенное количество слотов под эти фрагменты, сумму которых вы можете увеличить с помощью талантов. Каждый фрагмент несет определенное свойство, которое может как автоматически давать эффект, так и работать при определенных условиях, указанных в описании. Их огромное множество и они заметно упрощают вам жизнь как в боях, так и в повседневных делах. Каждый из фрагментов имеет определенную стоимость, выраженную в количестве занимаемых слотов. Сами по себе они открываются по мере улучшения взаимоотношений между девушками. Благодаря им даже можно сделать лекарем персонажа с другой специализацией.
Относительно контента в игре не все так радужно, как может показаться поначалу. Самих локаций в среднем три на мир, и они мало того, что преимущественно коридорные, так еще и весьма маленькие по объему. Эксплоринга как такового здесь считай нет, зато бэктрекинга хватает, если вы займетесь опциональными заданиями. А толику выполнить придется. Дело в том, что прокачка и крафт зиждутся на фарме компонентов, и взаимоотношения прокачиваются в том числе через поручения на картах. Иногда можно встретить закрытые зоны, которые открываются либо с помощью специальных вещей, либо же путем разблокировки нужных воспоминаний. Упомянутые побочки — классический набор из убей-принеси-подай, помноженный на крафтинг.
Среди поручений напарниц есть помеченные значком воришки в маске, которые дают возможность заняться еще одним видом активности — стелсом. Задумка неплохая, но уровень реализации местами вызывает раздражающие ощущения. С одной стороны, вы отчетливо видите конус обзора врага, а с другой — местами непонятным образом просчитывается видимость за препятствиями. Нас нередко ловили в неочевидных местах за конусообразными и другими видами укрытий — очевидны только прямоугольные и квадратные объекты. И почему-то часто мухлюют массивные враги, где подобных строений много. Кроме того, злую шутку могут сыграть места, по которым нужно лазать. прямо посреди лестницы можно напороться на взор монстра и придется начинать сначала. А чекпоинты создаются только после половины пройденной дистанции до общей цели.
процесс крафтинга здесь весьма дружественный и наглядный, способствующий медитативному времяпрепровождению. Но не такой комплексный, как в серии игр Atelier от той же Gust. Рецепты открываются автоматически по мере прохождения сюжетной линии, активностей, а также сбора новых предметов в локациях и встреч с новыми врагами. В случае отсутствия у вас нужного рецепта игра любезно предоставит подсказку — внутриигровая энциклопедия здесь вообще очень информативная и не даст запутаться любому игроку. Однако, это не всё — собрав нужное количество компонентов, непосредственно перед крафтом можно выбрать участников процесса. Так как одна из веток талантов у каждого соратника отвечает за крафт, то вы можете кардинально улучшить получаемый предмет или увеличить сумму готовых единиц за раз. Все это сопровождается подробной информацией и пиктограммами.
Еще одной областью крафтинга является расширение школьной территории. Вокруг академии много свободного места, где реально возвести различные строения, дающие полезные эффекты. Они могут быть как локальными, которые повышают какие-либо параметры или защищают от дебаффов, так и глобальными, где можно увеличить скорость заполнения шкалы, уровень дропа и получаемого опыта. часть из них действует автоматически, а часть необходимо вручную активировать с помощью специальных предметов. Все здания дают апгрейдить, усиливая и увеличивая число эффектов. И здесь тоже не всё идеально. Дело в том, что при всем многообразии ресурсов авторы заставляют вас денно и нощно фармить определенные виды раз за разом. например — самый первый вид дерева, который получается из песка со стартового мира. Тот геймдизайнер, что придумал подобный аттракцион, определенно кого-то ненавидит.
Что интересно, сами уровни персонажей вам не нужно гриндить. Максимальный уровень можно получить даже не выполнив все квесты, но суть даже не в этом. А в том, что при прокачке школьных построек, талантов и экипировке мощных фрагментов девчонки превращаются в настоящих машин смерти. Буквально — высокая скорость заполнения эфира позволит очень быстро трансформироваться и сносить все на своем пути.
Если говорить о врагах, самыми интересными как с точки зрения сражений, так и дизайна в целом, остались Сефиры — высшие существа во вселенной Blue Reflection. Остальной бестиарий состоит преимущественно из привычных созданий, вроде животных и роботов — странно, что у авторов не нашлось фантазии на что-нибудь поинтереснее.
При желании в раздевалке каждой героине можно сменить повседневную одежду, которая будет отображаться во всех роликах и диалогах.
Blue Reflection: Second Light обладает приятным музыкальным сопровождением с преобладанием электронной музыки, скрещенной с клавишными инструментами. Бодрые мелодии с быстрым темпом напоминают треки из Final Fantasy XIII, играющие во время путешествия по Пульсу, что скорее плюс, чем минус. хотелось бы побольше подобных композиций в JRPG, где порой слишком много оркестра или гитары. Вкупе с визуальным стилем и спокойным пейсингом саундтрек идеально вписывается в происходящее и способствует нагнетанию атмосферы. Звуковой аккомпанемент здесь скорее играет релаксирующую роль, чем предупреждает об угрозах, как во множестве других ролевых игр. Это вызвано упором на постепенное осознание ситуации героев по мере прохождения подсознаний и фокусе на диалогах, где музыка выступает в роли фона для придания выразительности сценам. Что касается озвучки, то игра предлагает только оригинальную японскую звуковую дорожку, и озвучены здесь только важные сюжетные моменты и романтические сцены, активирующиеся при повышении уровня взаимоотношений.
Графическое оформление второй части недалеко ушло от первой Blue Reflection. По сути, модельки героинь смотрятся опрятно, детализация врагов уже похуже, а окружение очень бедное — типичная картина для бюджетных японских JRPG. Дальность прорисовки локаций стала ощутимо выше, но от заметного размытия объектов на расстоянии создатели не избавились. При этом боевые эффекты выглядят приятно, а порой даже очень зрелищно — при применении ультимативных приемов. Фоторежим присутствует.
Со второй Blue Reflection студия Gust сделала шаг в верном направлении, но как и первая часть, вторая полна белых пятен. Начиная от графики и заканчивая отсутствием фантазии в плане бестиария и сайдквестов. Однако в конечном итоге перед нами красочная и расслабляющая история о дружбе и любви с досконально прописанными женскими персонажами. А еще здесь есть довольно залипательная боевая система, где постоянно хочется пробовать разные подходы и тасовать напарников. Любителям подобного рода игр стоит рассмотреть покупку по скидке.
Но будьте готовы к тому, что для получения Second Light в цифровом формате вам придется заводить альтернативный аккаунт на своей консоли — игра отсутствует в российских PlayStation Store и eShop на PlayStation 4 и Nintendo Switch. Со Steam та же история.