словно по закону жанра история писателя Алана Уэйка всегда обрывалась на полуслове. Дютировавшая в 2010 году оригинальная Alan Wake финской студии Remedy Entertainment была результатом сложного производственного цикла — концепция переживала множество итераций. Добравшись до релиза, игра сплотила вокруг себя уверенную базу поклонников, развернув перед ними увлекательную и мрачную вселенную, оставив множество хвостов для потенциального продолжения. И продолжение действительно планиловарлось — сперва в эпизодическом формате, а после в виде полноценного сиквела.
К сожалению, идея с эпизодами остановилась после двух небольших мини-глав и самостоятельного дополнения Alan Wake’s American Nightmare. А все, что у нас есть от несостоявшегося продолжения “Уэйка” — это небольшое концепт-демо, кадры которого команда Remedy несколько лет назад выложила в публичный доступ.
Но за даже за самой темной ночью обязательно следует рассвет, и обещанное возвращение потерявшегося во тьме писателя за последние пару лет стало куда более осязаемым. Сперва про Уэйка вспомнили в мистическом экшене Control — вместе с этой игрой, увидевшей свет в 2019 году, Remedy запускает свою собственную мультивселенную. Не вдаваясь в детали, положившись на собственный сценарный талант, креативный директор Сэм Лейк попытался объединить под одной крышей все придуманные ранее художественные творения. Кульминацией этого действа стало сюжетное расширение AWE, где Алан Уэйк вновь предстает перед игроком, напоминая о себе и о своих неудавшихся попытках вернуться к свету.
Однако у любой истории есть свое начало, к которому иной раз полезно вернуться. Так на сцену выходит Alan Wake Remastered — переиздание классической игры, уже завтра поступающее в продажу на всех актуальных консолях PlayStation и Xbox, а также PC.
Базой для создания переиздания Alan Wake стал PC-билд оригинала, отреставрированный и облагороженный в небольших, но удачных пропорциях, существенно влияющих на восприятие картинки в целом. больше всего внимания специалисты из британской студии D3T и команды Remedy уделили моделям персонажей, декорациям и текстурам.
Почти все центральные действующие лица заметно похорошели — прибавили в детализации и геометрии. Сам Уэйк обзавелся новой внешностью, которая теперь несколько ближе к прообразу героя — актеру Илкки Вилли. В катсценах это художественное изменение показывает себя очень хорошо, а вот в геймплейных сегментах новое лицо может выглядеть несколько странно, особенно при определенном освещении и в отсутствии детальных анимаций мимики. Благо, камера почти всегда держится за спиной персонажа, захватывая лишь его затылок, и к нему претензий нет совсем.
В отношении элементов окружения точечным корректировкам подверглись различные ассеты — рекламные вывески, автомобили, растительность, предметы быта и интерьера. По памяти может показаться, что изменения совсем незначительные, однако сравнив картинку с оригиналом 2010 года, сразу подмечаешь, насколько приятнее выглядит переиздание. Дополняет впечатление от технических улучшений и производительность новой версии на консолях PlayStation 5 и Xbox Series X — здесь игра работает в 4K-разрешении при 60 кадрах в секунду. К слову, на PS5 также задействуются возможности контроллера DualSense — курки сопротивляются нажатию при выстрелах из оружия.
Оригинал
Ремастер
Звездой шоу визуальной составляющей Alan Wake Remastered, как и прежде, выступает освещение. Большая часть событий игры проходит в ночной время суток, что позволяет наслаждаться гипертрофированными контрастами света и тени, объемными эффектами скрывающегося в листве тумана и ярко-красными сигнальными вспышками, пронзающими тьму.
А вот что больше всего говорит о возрасте Alan Wake в новом переиздании, так это анимации. Движения персонажей для переиздания перезаписывать или редактировать разработчики не стали, поэтому некоторая грубость хореографии виртуальных актеров требует определенного привыкания.
За рамками визуальных обновлений Alan Wake Remastered остается все той же игрой. контент переиздания (опуская несколько сюрпризов) максимально идентичен оригинальному релизу, как в отношении геймплейных элементов, так и сюжетного повествования.
Нарратив Alan Wake, как и подобает названию, строится на судьбе писателя Алана Уэйка, переживающего большой творческий кризис. Стараясь отвлечься от двухгодичной стагнации, автор вместе с женой отправляется в отпуск в небольшой горный городок Брайт-Фоллс, расположенный на северо-западе США. Познакомившись с местными эксцентричными обитателями, писатель в неведение оказывается в страшной ловушке — им “заинтересовалась” древняя потусторонняя сущность, столетиями таящаяся в темных водах озера Колдрон. Пережив неожиданный кризис, супруга героя оказывается похищена, а сам он по спирали начинает все сильнее погружаться в пучину безумия, теряя из виду границы реальности и вымысла.
На игровой процесс описанная выше история ложится в достаточно простой форме. Разделенный на несколько эпизодов проект складывается из комбинации мирных дневных интерлюдей, и динамичных ночных экшен-сегментов. Во время первых вы чаще всего общаетесь с другими героями, любуетесь видами и пассивно двигаете повествование вперед. Но как только приходит ночь, Алан вооружается верным фонариком и дает бой порождениям тьмы.
Боевая система Alan Wake отталкивается от использования различных осветительных приборов. Поскольку большинство противником Алана — это одержимые тьмой люди и неодушевленные объекты, для того, чтобы нанести им хотя бы какой-то урон, сперва необходимо выжечь тьму. делать это можно с помощью ручного фонарика, больших прожекторов, ламп, автомобильных фар, светошумовых гранат и других объектов. Ослабленные враги становятся уязвимыми к огнестрельному оружию — револьверу, дробовику или ружью.
Стараясь сохранять атмосферу хоррор-триллера, подавляющая часть боевых эпизодов рисует одинаковый сценарий — по вашу душу из теней деревьев выходят страшные дровосеки с топорами, их много, и от них хочется просто убежать. Из этих же соображений игра предлагает легкий Менеджмент ресурсов — вы собираете амуницию, осветительные инструменты и батарейки для фонаря. Изредка разработчики сажают Алана за руль, что объясняется сюжетным контекстом. Ни о каком открытом мире речь, разумеется, не идет. Тем не менее, вы вольны совершать остановки в опциональных локациях, например, для того, чтобы собрать какой-нибудь из дополнительных предметов.
Те самые “собиралки” призваны немного разбавить геймплейную монотонность. Они разнятся от бестолковых термосов, уже ставших локальным мемом, до более интересных вещей, вроде рукописей самого Уэйка. Находя разрозненные листы своей неизданной работы, писатель обнаруживает в них пугающие детали его незавидного положения — описания как уже случившихся событий, так и предостережения о потрясениях ближайшего будущего. Через рукописи, странные телепередачи и радиовещания Сэм Лейк не только играет с поп-культурными отсылками, но и дополняет сценарий яркими мета-приемами.
Кроме базовой игры, в новое переиздание также входят два DLC-эпизода — The Signal и The Writer. Каждая из глав продолжает историю Алана после финальных титров центрального сюжета, попутно немного экспериментируя с геймплейными системами и дизайном уровней. здесь свой путь Алан прокладывает через изощренные конструкции собственной фантазии, полагаясь на писательский талант, дабы на ходу менять условия игры.
Небольшая репетитивность игрового процесса Alan Wake в новейшей редакции никуда не делась. Если пешие прогулки по ночным лесам Северной Америки навевали на вас скуку десять лет назад, то не ждите, что ремастер подарит совершенно другие эмоции
Но одновременно с этим не исключено, что играя в Alan Wake Remastered вы повторно или по-новому проникнетесь очаровательной харизмой уникального почерка Remedy Entertainment. Стильное повествование, целый каст ярких героев, выразительная озвучка, сериальный темп, трогательное музыкальное сопровождение от композитора Петри Аланко и сильная подборка лицензированных треков до сих пор органично складываются в запоминающееся художественное произведение, оставляющее приятное, пусть и горьковатое послевкусие. Как и подобает настоящему триллеру. Узнав об истинной глубине темных вод, Алан Уэйк на долгие годы оставили своих поклонников не с озером, а с целым океаном вопросов. Возвращение в Брайт-Фоллс через Alan Wake Remastered — это хорошая возможность вновь прочесть покрывшийся пылью черновик. Особенно теперь, когда путешествие писателя через тьму, похоже, наконец-то готово продолжиться.