У редакции GameMAG.ru уже сложилась Традиция — каждый год в конце августа мы пробуем проекты, рожденные в муках адептами woke-культуры. Ну это те, которые пропагандируют запрещенные в России экстремистские организации и упорно прописывают каждому персонажу индивидуальные местоимения.
Свежий образчик нам подогнал создатель The Longest Journey Рагнар Тернквист вместе с увязшей в токсичной маскулинности студией Quantic Dream, которая зачем-то решила стать издательством.
События происходят в альтернативной реальности, где вместо 35-го президента США Джона Кеннеди от пули снайпера погибает его драгоценная супруга Жаклин. Политик впадаете в ярость, женится на актрисе Мэрилин Монро и превращается в военного диктатора.
Местный тоталитаризм провоцирует технологический прогресс, а вместе с ним разгорается пламя гражданской войны. США фактически разваливаются на несколько независимых государств, тогда как нацию сводит с ума неизвестная трансляция, которая при этом превращает часть населения в аномалов, обладающих суперспособностями.
И вот тут стартует Dustborn. На дворе 2023 год, а Мэрилин Монро в свои 117 лет способна задать жару. Группа аномалов, выдающая себя за рок-группу, отправляется в опасное путешествие по континенту, надеясь добраться до Новой Шотландии.
Вот только новый мир полон опасностей. Улицы и воздух патрулирует личная ЧВК Монро "Правосудие", бойцы которой отлавливают людей с со сверхспособностями. На перефирии действует техно-секта "Пуристы", которые мечтают уничтожить всех аномалов, а на просторах пустыни лютуют банды рейдеров, тогда как фермеры-хиппи постепенно вырождаются в параноидальных культистов.
Впрочем, герои тоже не отстают от сбрендившего окружения. Лидерша отряда Пакс в исполнении актрисы Доминик Типпер ("Пространство") следует тропой очень сильной и независимой черной женщины. Ее любовный Интерес Ноам — небинарная Личность* из Гонконга, а лучшая подруга Сай — бодипозитивная и эмоционально нестабильная активистка, считающая себя "ситуативной мусульманкой".
Каждый из них обладает уникальным даром, который называется "голос". Пакс способна заставить окружающих выполнять свои приказы, причем словарь постепенно расширяется. Ноам влияет на эмоциилюдей, а Сай способна превращать кожу в камень и поднимать тяжелые предметы.
Сопровождает эту троицу лишенный специальных умений хакер-веган Тео. Позднее к группе присоединяются младшая сестра главной героини Зигги, обладающая сверхскоростью и знаниями в робототехнике, мастер иллюзий и бывший рейдер Элай, а также карлик-целитель Сол.
Со временем частью "семьи" станут дефектный робот-водитель, безмолвная черная девочка и безногая женщина-инвалид. Отличная компания, которая по уши погружена в повестку, из-за чего происходящее напоминает не "важное высказывание", а какой-то дикий стеб и толстый троллинг.
На практике же у Тернквиста давно в играх фигурируют какие-то совершенно безумные персонажи. Началось все это с цитирующего Ленина гоблина-революционера в The Secret World, а продолжилось в Dreamfall Chapters, где продающая тухлые сосиски продавщица-марксистка устраивает теракт, а один из главных героев на пустом месте совершает каминг-аут*.
Dustborn же вышла на какой-то совершенно новый уровень, а по мере продвижения по истории градус абсурда только возрастает. Сай, страдающая от лишнего веса и витилиго, периодически впадает в истерику, которую может усмирить успокаивающий талант Ноам.
Однако в какой-то момент "ситуативная мусульманка" меняет нескромные наряды на платье абайя и совершает намаз, пока остальные члены команды жарят сосиски. Чуть позже она ради стеба заказывает для друга-вегана салат с… беконом.
Однако дальше всех заходит робот-водитель, который в какой-то момент совершает транс-переход*. В качестве бонусов идут полицейские-расисты, поддерживающие инклюзивность и секс-меньшинства*, а также шутки про геев* и анальный секс, разбавленные долгими монологами у костра.
Впрочем, за фасадом из неспешного исследования локаций и монологов разной степени затянутости все же скрывается геймплей. Во-первых, это создание и последующее исполнение песен в мини-игре, копирующей Guitar Hero. Звучат композиции прилично, однако содержание кринжовых текстов редко уходит от примитивных рифм в духе "изгои — помои".
Также у нас тут есть аналог Ghostbusters, когда приходится противостоять призрачным кальмарам. Для этого необходимо вовремя прожимать кнопки и удерживать в фокусе ускользающие фрагменты.
Но основное развлечение — это сражения с представителями различных группировок. В теории они должны быть увлекательными, ибо Пакс может орать на противников, отбрасывая их или натравливая друг на друга, доступны QTE-спецудары, а также умения союзников. На практике же бои очень скоротечны, скучны и однообразны, но при этом встречаются достаточно часто даже если выбрать в настройках опцию по их снижению. Портят впечатление и плохие анимации.
локализация на русский язык с адаптацией шуток и шрифтов заслуживает отдельной похвалы авторов. Однако вопросы вызывают странные ошибки в именах.
В остальном Dustborn следует заветам Telltale Games: выборы без выбора, минимальная вариативность и глупые повороты сюжета. Вторая часть игры вообще выглядит так, словно ее доделывала другая команда сценаристов, из-за чего повсюду остались сюжетные дыры, события обрываются, а финал оказался крайне спорным.
При этом нельзя не отметить интересный мир, концепцию протоязыка, формирующего наше бытие, а также не самую банальную завязку. И оттого становится грустно, ибо когда-то Тернквист делал действительно запоминающиеся игры, а теперь — кунсткамеру современной аудитории.
*ЛГБТ — экстремистская организация, запрещенная в РФ.