Пока стратегии в реальном времени все пытаются встать с колен (читайте наше интервью с разработчиками Tempest Rising), их 4X-собраться продолжают процветать. И издательство Paradox Interactive активно этим пользуется, постоянно расширяя свой каталог проектов.
Но в последнее время наметилась неприятная тенденция. Подобные релизы стали слишком походить друг на друга — вплоть до визуальной схожести. Кроме того, некоторые разработчики испытывают кризис идей. И Age of Wonders 4 оказалась наглядным примером.
Как редакция GameMAG.ru уже писала в подробном превью-материале, глобальных изменений по сравнению с предыдущими частями ждать не стоит. Вместо этого Triumph Studios акцент сделала на точечных преобразованиях и расширенной кастомизации.
В глаза сразу бросается докрученный редактор персонажей, благодаря которому можно создать расу на любой вкус< и совместить несовместимое. Скажем, можно играть за кровожадных хоббитов-варваров — или миролюбивую нежить, которая находится в гармонии с природой. А за прохождение карт игроков будут вознаграждать очками Пантеона, которые открывают новую одежду для героев и несколько новых биомов.
На старте игра предлагает выбрать один из миров, который обладает своим набором параметров, влияющих на геймплей. например, в одном случае это архипелаг, где необходимо между островами перемещаться на кораблях. В другом случае в центре есть гигантское лавовое озеро, которое невозможно пересечь обычным армиям.
В отличие от Age of Wonders 3 и Planetfall, сюжетному режиму здесь уделено все же меньше внимания. Сценарий про борьбу с безумными королями-волшебниками подается как набор из обособленных мини-историй — есть несколько сюжетных миров, которые предполагают свободный стиль прохождения, но с некоторыми ограничениями.
Разработчики придумали ряд интересных идей, но не докрутили их. Так, на одной из карт необходимо разобраться с пятью предводителями, найдя их слабости. На другой соседний правитель находится под влиянием местной злодейки, поэтому нужно его переубедить встать на твою сторону. Но все портят условности: игрокам могут запретить нападать и вести переговоры с вольными городами — или сделать их всех враждебными по умолчанию.
Кроме того, на поздних этапах игра превращается в натуральную пытку, ибо ИИ начинает активно эксплуатировать особенности местной боевой системы. Дело в том, что в одном сражении могут принять участие максимум по три армии с каждой стороны, поэтому компьютерный оппонент начинает постоянно тасовать отряды, дабы в бой шли самые мощные. Из-за этого далеко не всегда может спасти сражение на тактической карте, потому что враг слишком силен.
Именно поэтому мы рекомендуем не мучаться и просто играть в свободном режиме, где Age of Wonders 4 работает намного лучше и не ограничивает дурацкими условностями.
История проекта
- 02.03.2023 Все чудесатее и чудесатее: Наши первые впечатления от Age of Wonders 4
- Посмотреть все
Сама формула геймплея не изменилась, хотя пару идей разработчики нашли в закромах. Основой стало введение очков Авторитета, которые очень сильно нужны. Хотите основать город? Авторитет. Хотите улучшить отношения с вольным городом? Авторитет. нужно взять под контроль захваченный населенный пункт? Авторитет.
Крайне вариативным нововведением стала вкладка "прогресс Империи", где доступно семь древ прокачки, открывающих доступ к массе полезных умений, эффект от которых может сильно различаться. Скажем, ряд из них лучше использовать в нужный момент — например, призвать армию или получить много ресурсов. Другие же имеют более глобальный эффект — вассалы начинают платить повышенную дань, юниты получают новые навыки и так далее. Ну и да, расплачиваться за плюшки придется Авторитетом.
Как прокачивать вышеуказанные древа умений? здесь начинает действовать вторая система. В AOW4 доступно множество Книг Знаний, разделенных на несколько школ. Выбирая одну из них для изучения, игрок получает на выбор серию случайных заклинаний. На старте доступны только слабые заклинания, однако по мере развития государства будут открываться более мощные варианты, а также прокачиваться "прогресс Империи".
Заклинания делятся на несколько типов. Одни из них запускаются только на глобальной карте, другие — на тактической. Наиболее интересной категорией выглядят баффы. Они делятся на два типа. Первый вариант распространяется на всех или определенные группы юнитов, а для их поддержания каждый ход придется тратить ману. Второй вариант — постоянные трансформации, которые не только наделяют армии пассивными бонусами, но и видоизменяют их внешний вид.
Учитывая вышеизложенное, становится понятно, что основной акцент в четвертой части Triumph сделала на ролевом отыгрыше, который цементируется за счет системы морали. Так, можно создать нацию, которая живет в гармонии с природой и совершает добрые поступки. Или сделать кровожадных фанатиков, которым нельзя доверять.
проблема в том, что ничего кардинально нового в игровой процесс это не привносит и является скорее дополнительной вишенкой на торте, тогда как геймплейная формула со времен Age of Wonders 3 не изменилась. Кому-то это понравится, хотя очевидно, что серия начала стагнировать.
Графически Age of Wonders 4 изменилась мало. Да, разработчики слегка подкрутили свой Creation Engine, добавив мелких деталей и различных частиц. Впрочем, стратегического Crysis ждать не стоит — у нас тут все же бюджетный проект.
И если Planetfall выделялась за счет диковатого сай-фай сеттинга с кибергномами и боевыми амазонками на динозаврах, новая игра выглядит как стереотипное фэнтези, поэтому ее можно спутать с недавно вышедшей Spellforce: Conquest of Eo. Не улучшает ситуацию и то, что интерфейс сильно вдохновлен Civilization VI.
Несмотря на всю критику, Age of Wonders 4 нельзя назвать плохой. Если вы любите такое глобальное фэнтези, то она обязательна к покупке. Базовый геймплей все еще прочен как скала и способен не отпускать игрока целыми ночами. Фанаты ролевых проектов тоже будут чувствовать себя как дома.
А вот чего разработчикам мы не можем простить, так это консольной версии, которая оказалась халтурной. Дело в том, что в студии решили не заморачиваться и оставили ПК-интерфейс, который банально не дружит с геймпадом. Из-за этого управление получилось крайне громоздким и неинтуитивным, а часть элементов вообще не работает.
Игроки постоянно будут ошибаться при выборе действий, долго искать нужные пункты и не понимать, что вообще делать. часть уведомлений забагована и их невозможно пропустить. А из-за особенностей местного освещения на ряде тактических карт можно перестать видеть сетку из гексов и курсор. С таким мы столкнулись на заснеженной карте с заходящим солнцем.
Абсурд заключается в том, что та же Planetfall имела куда более вменяемый и удобный интерфейс на консолях. Почему все так резко деградировало — непонятно.
оптимизация оставляет желать лучшего. На Xbox Series X доступны режимы Производительность и Качество, вот только в больших потасовках на тактической карте придется мириться с сильными тормозами, которые усугубляются "подтупливаниями" при расчете действий ИИ.
Что касается перевода на русский язык, то Paradox про нас не забывает. правда, в ревью-версии встречались шероховатости, ошибки, проблемы с окончаниями и надписи на английском языке.
Age of Wonders 4 — это безопасный сиквел, который предлагает большое количество контента, а немногочисленные новые идеи направлены на повышение реиграбельности и ролевой отыгрыш. Ну а за консольную версию товарищей Triumph стоит побить тапками.