Legacy of Kain: Soul Reaver была одной из первых игр Эми Хенниг в роли сценариста и режиссера. Это не просто приключенческий боевик про вампиров, а весьма интересная и хорошо поставленная история с философскими размышлениями главного героя и закрученным сюжетом. сейчас рассуждения Разиэля не кажутся мне откровением, однако когда я был подростком, эти мысли действительно впечатляли.
Soul Reaver считается культовой классикой, о ремастере которой многие игроки мечтали много лет. К слову, оригинальные версии игр были представлены в Steam, но первую убрали, так как она не запускалась без "танцев с бубном", и по умолчанию обе не поддерживали геймпад. Версии со старых консолей тоже кажутся сейчас не очень удобными. Это ровно тот случай, когда играм действительно была необходима переработка под современные реалии.
Сборник Legacy of Kain: Soul Reaver 1-2 Remastered включает в себя не только визуально переработанные игры, но и некоторые бонусы. В главном меню можно послушать музыку, посмотреть арты, а также увидеть неудачные дубли при озвучке и различные кадры с первых демо и трейлеров. Однако самым интересным бонусом для меня были вырезанные из первой части локации. Их предлагают запустить и посмотреть, какие ещё места мог посетить Разиэль. "Подземный город", "Дымовая труба", "Убежище" и "Кузни" представлены в виде некой галереи или скорее экспоната, внутри которого дают лишь побродить по окрестностям и посмотреть на их структуру, но там нет ни врагов, ни каких-то объектов для взаимодействия.
Также важно отметить, что в этом издании присутствует полная локализация, чего не было в Steam-версиях оригинальных игр. Тут можно играть с русской озвучкой или с оригинальными голосами и переведенными субтитрами. Это действительно удобно.
На запуске первая Soul Reaver сразу же радует тем самым анимированным барельефом с вампирами, но в более четком виде, а далее следует заставка, в которой показывается завязка сюжета и рассказывается о Каине, который покалечил Разиэля и приказал сбросить того в бездну. Сначала история развивается вокруг мести главного героя своим собратьям, но по ходу раскрывается много интересных деталей и нюансов, а сюжет регулярно делает интересные повороты. Возвращаясь к вступительной заставке, стоит отметить, что она стала гораздо четче и плавнее — кажется, разработчики пропустили её через нейросети, и получилось весьма неплохо.
Далее можно оценить графику в самой игре. Авторы хорошо перерисовали модель главного героя и его противников, радуя высокой четкостью и возросшей детализацией. При этом геометрия самих декораций и различных объектов осталась прежней, но текстуры также были улучшены и местами дополнены различными аутентичными орнаментами и символами.
В процессе прохождения можно одной кнопкой переключаться между старой и новой графикой. Поначалу я часто тыкал её туда-сюда и сравнивал многие сцены практически лоб в лоб. По первой части казалось, что это почти идеальный ремастер, ведь всё так здорово и хорошо. Однако в сиквеле заметна неоднородность этих улучшений — некоторые текстуры хоть и выглядят лучше, чем в оригинале, но все же сохраняют мутность и записксилизованность, что смотрится весьма странно.
Ремастер Legacy of Kain: Soul Reaver 2
Оригинал Legacy of Kain: Soul Reaver 2
Я даже в какой-то момент заново запустил первую часть и перепроверил — там такое встречается редко, и в целом кажется, что игра выглядит хорошо. Однако в продолжении многие элементы окружения адаптировались словно для PlayStation 3 и стандарта 720p, а не для современных 4K-систем. На некоторых локациях, переключаясь между улучшенным видом и оригинальным, разницу можно рассмотреть, только если очень вглядываться. проблема особенно заметна, например, во время сцен в замке Сарофанцев, где на фоне витража главный герой беседует с Каином или Мёбиусом. Там Разиэль очень детально прорисован, его собеседники чуть похуже, но всё ещё неплохо. Однако у Мёбиуса есть небольшие нестыковки текстур, а витраж, на фоне которого происходят эти диалоги, мутный и абсолютно такой же, как в оригинале — это видно даже без переключения графики туда-сюда, просто на контрасте с героями. Кажется, что разработчики потратили больше сил и времени на реставрацию первой части, а вторую обновляли впопыхах.
Стоит отметить, что Soul Reaver нуждалась не только в апгрейде графики. Создатели ремастера доработали управление, и теперь в первой части появилась возможность двигать камеру с помощью правого стика. Также в углу экрана появился компас, а главное — теперь при нажатии определенной кнопки появляется карта мира, где отображаются ключевые локации и собранные Разиэлем предметы. Эти изменения должны облегчить навигацию, ведь раньше здесь было сложно ориентироваться, а игрокам приходилось полагаться только на различные символы на локациях. Так что нововведения сделали этот, без преувеличения, шедевр, ещё лучше.
Что касается игрового процесса, то он в обеих играх остался без изменений и всё так же строится по принципам классических "приключенческих боевиков", где есть большой "лабиринт" с различными ходами, которые открываются по мере развития героя. В целом, дилогию концептуально можно причислить к "метроидваниям". В первой части Разиэль поначалу мало что может, но по мере исследования игрового мира и побед над боссами обретает различные способности и умения, которые помогают ему попадать в новые зоны.
В бою игры используют одинаковую базу, но немного отличаются между собой. В первой Разиэль умеет таскать и швырять своих оппонентов, вокруг чего построено много прикольных ситуаций. Врагов можно закидывать в костер, нанизывать на шипы и заманивать в воду или на свет, которые для них губительны. Некоторые арены построены таким образом, чтобы игрок рассчитывал свои действия исходя из элементов окружения. При этом противников, как правило, недостаточно просто поджечь или проткнуть, нужно ещё и поглотить их душу, иначе они могут ожить.
Во второй части вместо захвата появляется сильный удар, а также возможность блокировать атаки соперника. Сами бои тут длятся дольше. Это обусловлено несколькими факторами — противники часто блокируют удары, что затягивает бой, также есть некоторые проблемы с хитбоксам, когда персонажи попросту друг по другу не попадают, когда должны.
Кроме этого, несмотря на некоторые улучшения, местами управление все ещё остается топорным. Во время боя герой не может отменять одно действие другим или как-то запоминать порядок нажатия кнопок, что делает персонажа неповоротливым, а тайминги неудобными. Это усугубляется тем, что те самые хитбоксы персонажей кажутся меньше, чем должны быть, в результате чего Разиэль может вплотную атаковать оппонентов и не попадать по ним, а те будут регулярно промахиваться, когда атакуют героя. При этом бои в первой части не кажутся настолько топорными, потому как в ней сражения более размеренные и методические, а удары слегка доводятся до оппонента автоматически, чего прямо не хватает сиквелу.
Другое неудобство поджидает в воде. Там правый стик перестает регулировать ракурс камеры, а та следует исключительно за взором главного героя. Учитывая, что во время плавания персонаж может резко двигаться в разные стороны, дергая камеру за собой, навигация в нужную сторону затрудняется еще сильнее.
Кроме различных боевых ситуаций, в Soul Reaver главному герою необходимо решать пространственные головоломки, двигать объекты и перемещаться между миром живых и духов. Это одна из ключевых и интереснейших механик обеих частей, которая тесно вплетена не только во всю концепцию геймплея, но и обосновывает некоторые условности сюжетно. например, если в физическом мире на локации лежит проткнутый чем-то труп, то в мире духов обязательно будет душа или пожиратель — если убить его, в реальном мире труп испарится. Также можно проследить, как сгустки энергии из поверженных врагов в итоге оказываются в потустороннем мире. Эта особенность игры мне всегда нравилась больше всего. При помощи этой механики авторам не только удавалось создавать интересные и сложные головоломки, но и придавать миру Носгота некую глубину и неповторимую атмосферу.
Отдельно стоит упомянуть, как Разиэль, двигая руками, перемещается между мирами, что до сих пор выглядит очень круто и эффектно. Да и в целом важно отметить, что, несмотря на скромные возможности авторов, главный герой получился очень колоритным и запоминающимся. Многие подростки тех лет любили повторять эти манипуляции руками или странноватую походку героя. сейчас Разиэль выглядит всё так же убедительно, а главное, что обе игры очень увлекают и затягивают, несмотря на свой возраст.
Определение оценки Legacy of Kain: Soul Reaver 1-2 Remastered оказалось для меня очень сложной задачей. Перевыпуск этих игр в рабочем состоянии — безусловное благо. Даже с не самым удобным управлением и неоднородными улучшениями в графике это по-прежнему очень классные приключенческие боевики, которые сами по себе достойны высоких оценок, особенно первая часть. На фоне релизов по типу Grand Theft Auto: The Trilogy – The Definitive Edition, когда ремастеры получались значительно хуже оригинала, здесь разработчики действительно провели очень качественную работу, которая делает классику только лучше и доступнее — но как-то фрагментарно.
Просто кажется, что такие культовые произведения достойны гораздо большего. Глядя на то, как авторы ремастера улучшили главного героя, некоторых врагов и часть локаций, хочется увидеть подобную реставрацию и в остальных моментах.
В любом случае, изучать мир Носгота и разбираться в хитросплетениях сюжета действительно интересно и увлекательно до сих пор. Поэтому данный сборник сейчас — самый лучший вариант как для первого ознакомления, так и для очередного ностальгического перепрохождения дилогии Soul Reaver.