Вторая “Эпоха Империй” — феноменально живучая игра. Начав свой путь в далеком 1999 году, она умудрилась пережить свой триквел и квадриквел, обзавестись сперва скромным HD-переизданием в 2013 году, затем образцово-показательным ремастером в 2019-м. игра жива. И говоря, что она жива, я не имею в виду просто работающие сервера и небольшую кучку активных фанатов. Все куда убедительней. До сих пор выходят регулярные дополнения с новыми цивилизациями, сюжетными кампаниями и множеством правок, на постоянной основе проводятся турниры с сотнями тысяч долларов призового фонда, а онлайн полнится кровожадными тактическими гениями, яростно грызущими друг другу замки за рейтинг.
Для автора этих строк любовь к Age of Empires 2 тянется от самого детства. Если раньше мне просто нравилось отстраивать красивые городишки и проваливаться в сюжетные приключения за Жанну Д'Арк и Чингисхана, то в последние годы “Эпоха” открылась мне со стороны киберспорта. Следить за турнирами вроде Red Bull Wololo и King of Desert оказалось на удивление увлекательно. У игры как у какой-нибудь Starcraft почти бездонный потенциал для зрелищных противостояний и неожиданных тактических решений. И, что еще важнее, большое и дружное комьюнити, всегда готовое эти противостояния предоставить. В конце концов, смотреть, как российские крутыши (Vinchester и Dark) сталкиваются с лучшими игроками планеты, всегда волнующе.
И вот как гром среди ясного неба прошлой осенью нам представляют версию для Xbox… Сталкиваться с RTS на геймпаде мне не впервой. За плечами уже и дилогия Halo Wars, и Iron Harvest, и Spellforce 3. Даже сама Age of Empires II в давние времена худо-бедно посещала PlayStation 2. Тогда ей достаточно было просто быть более-менее играбельной, сейчас же мы вправе ждать куда более серьезного подхода к порту.
Но прежде чем мы перейдем к тонкостям управления на геймпаде, следует уточнить — вы всегда вольны подключить к Xbox клавиатуру с мышью и играть Age of Empires 2 по старинке. В меню доступны многие настройки графики, как в ПК-версии. Оставлены они намеренно, так как мы имеем дело с суровой киберспортивной дисциплиной. Для хардкорщиков, вознамерившихся покорять поля онлайн-сражений, жизненно необходима тонкая настройка визуала под себя, зачастую проще отключить некоторые яркие эффекты и упростить графику для наглядности. А еще профессионалы всегда ставят мод, где деревья выглядят уменьшенными, чтобы проще находить дыры в обороне. В Xbox-версии, к слову, доступ к модификациям тоже никто не отбирал.
Иными словами, с переходом на Xbox игра ничего не растеряла: ни возможности играть с мыши, ни настроек, ни модификаций. Даже все мои сохранения с ПК любезно переехали вместе с рейтингом в онлайне. Рейтинг, к слову, разделен. Есть отдельная резервация для тех, кто хочет соревноваться исключительно на геймпадах. Но никто не запрещает вам ворваться в общий рейтинг со всеми ПК-игроками и попытаться на деле приструнить всех тех, кто презрительно хихикает при фразе "RTS на геймпаде".
Теперь поговорим о пресловутом консольном управлении. Забегая вперед, отмечу — разработчиками удалось создать одну из самых комфортных и гибких адаптаций стратегии в реальном времени для геймпада. Даже слабо верится, что эта махровая компьютерная стратегия из поздних 90-х ладит с геймпадом не хуже исконно приставочной Halo Wars. Но прежде чем в этом убедиться, желательно пройти обучение и немного покопаться в настройках.
Для акклиматизации разработчики перелопатили всю сюжетно-тренировочную кампанию за Уильяма Уоллеса, где вас подробно обучат всем тонкостям нового интерфейса и управления. Что удивляет, в игре существует два варианта интерфейса: обычный и продвинутый. Продвинутый вам покажут только в последнем обучающем задании, затем я бы посоветовал навсегда переключиться на него в настройках, так как он содержит множество полезных функций: от возможности биндить отдельные отряды до детальных настроек экономики. Кроме того, мне стало гораздо комфортнее, когда я в одном из пунктов настроек разделил выбор юнита и приказ на разные кнопки.
Разработчики заготовили множество способов быстро и безболезненно переключиться на нужного вам юнита. Можно просто навестись и выбрать его на А. Можно двойным нажатием выбрать всех одинаковых юнитов в рамках экрана. Есть подсмотренная у коллег круговая рамка при зажатии. Можно зажать LT и по одному собрать группу (курок тут выполняет ту же роль, что и Shift). Существует и множество более продвинутых команд: скажем, выбрать всю пехоту или все осадные орудия, выбрать заранее забинденный отряд, ну и, конечно, моментально одной кнопкой выбрать всю армию со всей карты. Конечно, в управлении не обошлось без обилия круговых меню, но большинство возможностей из них часто можно применить каким-нибудь альтернативным сочетанием кнопок.
История проекта
- 26.01.2023 Подписчики Xbox Game Pass получат в ближайшие две недели восемь игр и потеряют четыре — Microsoft опубликовала список
- 24.01.2023 Впервые на консолях: Microsoft выпустила релизный трейлер стратегии Age of Empires II: Definitive Edition для Xbox Series X|S
- 25.10.2022 Age of Empires IV официально выйдет на Xbox Series X|S, анонсирована мобильная Age of Empires от внутренней студии Microsoft
- 25.10.2022 Age of Empires II: Definitive Edition получила возрастной рейтинг в версиях для Xbox One и Xbox Series X|S
- 17.03.2021 В следующем месяце поклонников Age of Empires порадуют новостями – слух
- Посмотреть все
Еще одна подсмотренная у Halo Wars удобная мелочь — использование кнопки Y для самых часто применяемых способностей юнита. Чтобы выявить эти самые часто применяемые способности, разработчики обратились к киберспорту. Крестьянин чаще всего строит домик (в турнирах игроки так быстро закрываются от внезапно нагрянувших врагов).
Когда у вас выбрана целая армия, Y поможет быстро переключиться между раздельным строем и фалангой, что позволяет уклониться от града стрел и пушечных ядер. Для полного счастья я бы еще повесил на Y залп мангонели по местности. Но увы, пока за этой способностью, как и за многими другими, приходится лезть в круговое меню зажатием RT.
При анонсе Xbox-версии я слабо представлял, как разработчики смогут приструнить под нужды геймпада такого дикого зверя, как местная Экономика. В какой-нибудь Halo Wars весь Менеджмент ресурсов сводится к постройке производящих зданий в одном из слотов базы. В Age of Empires 2 же часто приходится контролировать около сотни крестьян. Работяги должны охотиться, рыбачить, обдирать кусты с ягодами, стучать топорами по деревьям, колотить кирками золотые и каменные копи, постоянно что-то строить, ремонтировать и быть готовыми в любой момент спрятаться в башне или ратуше от очередного вражеского рейда. Это не говоря о постоянной готовности отстроить препятствие перед носом у захватчика. А еще по рекам ходят торговые и рыболовные суда, между рынками циркулируют повозки… требования к микро и макроконтролю у игры суровые даже в рамках жанра, особенно сильный упор "Эпоха" ставит на мультизадачность, ведь при непростой экономике вам регулярно необходимо еще и вести бой на нескольких фронтах, параллельно двигаясь по развесистому древу апгрейдов.
Палочкой-выручалочкой стала функция авто-экономики, работающая только с геймпадом. Нажав на правый стик, вы увидите несколько круговых диаграмм, где части круга показывают долю рабочих, которые будут задействованы в добыче нужного ресурса. Выбираем, скажем, диаграмму с упором на еду, и крестьяне без вашего непосредственного участия разделятся по своим делам. Золотодобытчики пойдут вкалывать к ближайшему руднику, собиратели еды сметут всех овец, ягодные кусты, а при отсутствии оных сами начнут засеивать поля. Если на засеивание поля нет древесины — пойдут в дровосеки. проблема безучастных лодырей исчезнет сама собой, нигде не задействованный работяга через пару секунд найдет себе занятие с учетом выбранного экономического курса. Вы всегда можете переключить диаграмму, скажем, на сбалансированную добычу всего, а с продвинутым интерфейсом и вовсе быстро настроить свой вариант. Только не нужно думать, что ваш компьютерный "заместитель руководителя сельского хозяйства" решит все тыловые проблемы: заказывать крестьян, апгрейды и строить здания все равно нужно вручную.
Я бы не стал называть автоматическую экономику читом или киллер-фичей, позволяющею дать отпор серьезным противникам в онлайне, по крайней мере, в текущем состоянии. Идиллию портят небольшие досадные недоработки. При переключении экономического курса крестьяне не выгружают добычу из инвентаря в пункт сбора, а сразу бегут к новому месту работы, что приводит к потере ресурсов. Самое неприятное, что автоматическая Экономика попросту ломается на островных картах. интеллект не хочет принимать тот факт, что нужный ресурс находится на другом острове, поэтому некоторые крестьяне могут просто встать столбом у берега.
Несмотря на ряд недоработок, данная опция отнюдь не бесполезна в ранговых схватках, но использовать ее лучше ограниченно. Как минимум, до замковой эпохи действительно полезнее налаживать хозяйство вручную. Когда вы берете в поход работяг на ремонт осадных машин, "автоэко" тоже лучше отключать, ведь ремонтники просто свалят на добычу.
Но когда ваши владения разрослись до нескольких ратуш, число крестьян приблизилось к сотне, а вам надо вести боевые действия на нескольких фронтах, не будет лишним передать управление хозяйством искусственному адъютанту. Уверен, даже топовые игроки планеты в затяжных схватках не отказались бы от такой функции.
Что касается самой игры, то здесь какие-либо комментарии излишни. Я изо всех сил пытался избежать в этом тексте осточертевших фраз про "живую классику", но разве есть на свете видеоигра более подходящая под это словосочетание? В следующем году Age of Empires 2 будет праздновать свое 25-летие, и возраст никак не мешает ей оставаться актуальной, и, что удивительно, очень красивой. Проведя в 2019 году капитальный косметический ремонт, разработчики умудрились, не теряя ни грамма узнаваемости, превратить свою стратегию в одну из самых красивых двухмерных изометрических игр в принципе. Детализация многократно выросла, анимации стали плавнее, а на сочные разрушение зданий можно смотреть вечно. Впрочем, даже до этих улучшений “Эпоха” напоминала легендарную Heroes of Might and Magic 3, будучи нарисованной так искусно, что многочисленные трехмерные продолжения с современной трехмерной картинкой и близко не выглядели так уютно и притягательно.
Что действительно не прошло проверку временем, дак это сюжетные кампании. С учетом всех обновлений этих кампаний стало до ужаса много, но проработка заданий в них зачастую не впечатляет. истории великих полководцев подаются слишком уж поверхностно, да и вместо роликов нам вываливают просто картинки с текстом.
Признаться, во время осенней презентации анонс второй части на Xbox вызывал у меня немало скепсиса. Слабо верилось, что эта строптивая лошадка из диких компьютерных полей сможет безболезненно подружиться с геймпадом. Тем более не верилось, что управление получится настолько комфортным, что я начну врываться в ранговые бои и практически не ощущать "гнетущей домнации клавомышечников". Но разработчики развеяли наши опасения и устроили castle drop в огород для всех сомневающихся в удобстве RTS на консолях. После такого подарка за качество порта 4-й части можно не волноваться.