В последние годы сериал Pokémon сколотил себе достаточно дурную репутацию среди хардкорного видеоигрового сообщества. Самокопирование и откровенная экономия на разработке таких проектов, как Pokémon Sword & Shield и Pokémon Brilliant Diamond & Shining Pearl в некоторой степени ударила по имиджу студии Game Freak. Тем не менее, Pokémon Legends: Arceus приковала к себе внимание общественности практически с самого своего анонса в начале 2021 года.
Разработчики наконец-то решили выйти из своей зоны комфорта и начали экспериментировать с новыми идеями и механиками, что не могло не порадовать голодных до новинок фанатов карманных монстров. В кресле геймдиректора на этот раз оказался Кадзумаса Ивао, ранее отвечавший за разработку Pokémon Ultra Sun & Ultra Moon.
Основные сюжетное повествование в Pokémon Legends: Arceus разворачивается в регионе Синно, местной вариации на второй по величине остров Японии — Хоккайдо. Вопреки расхожему мнению, представленный в игре сеттинг вдохновлен не феодальной эпохой страны восходящего солнца, а эрой Мэйдзи, датируемой серединой-концом XIX века.
Для протагониста истории этот мир не является родным, поскольку в Синно из нашего времени его переносит загадочное божество по имени Аркеус. Локальное население только-только начинает налаживать контакт с карманными монстрами, и именно герой истории должен выступить связующим звеном между людьми и причудливыми созданиями.
Сюжетную часть Pokémon Legends: Arceus нельзя назвать сильным звеном игры. Первичное обучение, в течение которого героя ведут за ручку и рассказывают очевидные вещи, длится около двух часов. По мере прохождения кампании тренер встретится с огромным количеством персонажей, которые появляются и исчезают из виду с невероятной скоростью. Проекту позарез не хватает озвучивания — персонажи лишь шлепают губами на фоне всплывающего текста. Голосовое сопровождение в разы бы увеличило динамику и вовлеченность в происходящее, сделав частые диалоговые вставки менее утомительными.
Главной фишкой Pokemon Legends: Arceus является изменившийся геймплей. Впервые со времен Pokémon Red & Pokémon Green игра основной линейки сериала полностью сменила привычную формулу пошаговой JRPG в сторону приключения в открытом мире. Это самое радикальное изменение за последние 25 лет, и оно воспринимается свежо.
Игровое пространство в Pokémon Legends: Arceus разделено на несколько массивных биомов, от заснеженных вершин гор до болотных низин, в каждом из которой обитают свои представители флоры и фауны. Главным сюжетным и геймплейным мерилом прогресса выступает заполнение первой в своем роде энциклопедии покемонов — Покедекса. Для каждого отдельного монстра предусмотрен свой список задач, которые необходимо выполнить, прежде чем внести в Покедекс запись о новом создании. Обычно это довольно тривиальные задания.
Непосредственно поимка покемонов — это то, чем игроку предстоит заниматься большую часть времени. Дикие создания больше не выпрыгивают на игрока из кустов, а вальяжно расхаживают по открытому пространству на манер Wild Area из Pokémon Sword & Shield. Вступать в прямую схватку с монстрами совсем не обязательно, достаточно просто кинуть самодельный покебол и надеяться на успех.
Помимо, собственно, покемонов, местные локации кишат разнообразными расходниками, которые необходимо постоянно собирать ради создания покеболов, лечебных припарок и прочих подручных инструментов. Шары для поимки монстров делятся на несколько видов и прямо влияют на игровой процесс. Так, к примеру, утяжеленные покеболы имеют увеличенный шанс поимки существ, которые еще не заметили приближение игрока, но из-за большого веса их приходится кидать вплотную, ведь дальность полета подобного шара относительно невелика.
Постепенно игрок будет получать новые способы передвижения по карте мира. В первую очередь — ездового оленя Вайрдира, который значительно увеличивает скорость движения героя по суше. Разные виды существ реагируют на игрока в своей манере — одни стыдливо пытаются улизнуть за ближайший угол, другие подходят вплотную, чтобы рассмотреть героя поближе, а третьи и вовсе яростно бросаются в бой. Агрессивные представители мира атакуют протагониста напрямую и вполне могут отправить нерадивого приключенца в нокаут, так что остается либо принимать бой, либо бежать со всех ног.
Как ни странно, ловить покемонов и сражаться с дикими монстрами очень интересно, особенно на первых парах, пока ощущение новизны дарит яркие положительные эмоциидруг с другом, ни с другими статичными объектами, вроде деревьев с ягодами.
Вместо привычных битв с лидерами стадионов в Pokémon Legends: Arceus тренерам предстоит схлестнуться с самыми натуральными покемонами-боссами. здесь существа атакуют героя с разнообразными атаками, в то время как игрок уклоняются с помощью перекатов и отстреливается мешочками с пыльцой. Подобные схватки вносят разнообразие в игровой процесс и открывают игру с совершенно другой стороны.
Среди плюсов можно отметить и обновленную боевую систему. Сражения происходят непосредственно на карте мира, без дополнительных загрузок, что положительно сказывается на общей динамике битв. Монстр игрока может в одиночку противостоять сразу нескольким врагам, и это определенно придает больше напряжения схваткам. В то же время из боя можно легко убежать, ведь управление персонажем не ограничено даже в моменты сражений.
На первый взгляд может показаться, что новая боевая система претерпела лишь косметические изменения, а то и вовсе стала более тактической, но при этом верной своим корням, но на деле это совсем не так.
В основе схваток лежит система Conditional Turn-Based Battle (СTB), в которой очередность хода определяется абстрактным параметром “Скорость”. Реализацию подобной боевой системы можно было увидеть, например, в Final Fantasy X. Чем выше параметр Speed у монстра, тем быстрее он заполняет невидимую шкалу готовности, а значит атакует чаще. Исходя из этого, особо быстрые монстры могут нанести несколько атак подряд.
Каждое атакующее движение в игре расходует шкалу готовности в соответствии со своей стоимостью, которая скрыта от глаз игрока. например, после использования движения Sword Dance, увеличивающего атакующие показатели существа, шкала заполнится быстрее, чем после использования наносящего урон движения Ice Punch. Все это в довесок приправлено стилями Agile и Strong, которые то ли манипулируют скоростью набора очков готовности, то ли изменяют расход тех же самых очков.
В результате существа могут ходить по четыре-пять раз подряд по неявным для игрока причинам. Вспомогательное меню, отображающее последовать хода, абсолютно не отражает действительности, поскольку учитывает только базовые показатели скорости без учета манипуляций с СTB.
вероятно, именно по причине огромного количества подводных камнеей в боевой системе в Pokémon Legends: Arceus не представлено PvP-сражений между игроками по локальной сети или Интернету. Правильно подобранные монстры вполне могут попросту разбить вражескую команду, не дав оппоненту походить даже один раз.
В Pokemon Legends: Arceus нашлось место многочисленным и давно напрашивающимся мелким изменениям. Среди особо полезных нововведений можно отметить возможность менять набор атак своих монстров в любой момент. При этом из игры удалили большую часть бесполезных и откровенно слабых атакующих движений, что сделало боевую систему более понятной и легкой в освоении.
Графику игры на стадии презентаций не успел обсудить только ленивый. Модели монстров и неигровых персонажей вышли достаточно неплохими, а вот локации и окружение оставляют желать лучшего. Лесенки, низкая дальность прорисовки и текстуры низкого качества прилагаются. Однако что стоит отдельно похвалить, так это новые анимации атак, некоторые из которых выполнены на действительно высоком уровне — с обилием красочных эффектов.
Game Freak уже не раз проявляла способность игнорировать удачные имплементации своих идей, полностью отказываясь от их эволюции в дальнейшем, но нам кажется, что Pokemon Legends: Arceus задаст новый вектор развития серии, особенно учитывая максимально теплый приём этой игры по миру и высокие продажи.
Но нужно понимать, что и “традиционные” ролевые игры Pokemon никуда не исчезнут. Дзюнъити Масуда и Сигеру Омори не были сильно вовлечены в разработку Pokémon Legends: Arceus и Pokémon Brilliant Diamond & Shining Pearl, поэтому есть все основания полагать, что девятое поколение карманных монстров уже долгое время находится в разработке и может быть анонсировано уже в течение года.
Pokémon Legends: Arceus — это долгожданный глоток свежего воздуха и важный шаг в эволюции серии о карманных монстрах, чьей главной фишкой является обновленный геймплей в открытом мире. Эту игру, как понятно по тексту, нельзя назвать идеальной, но за решение встряхнуть формулу и попытку консервативных разработчиков попробовать что-то новое мы накинули "Аркеусу" один лишний балл.
Игроки, которые ценят коллекционирование монстров и разного рода комплитизм, легко пропадут в Pokemon Legends: Arceus на несколько десятков часов, но захватывающего сюжета проект не предлагает. Новинку однозначно можно порекомендовать тем, кто устал от традиционной “покемоновской” формулы. Перед нами однозначно лучшая часть Pokemon на Nintendo Switch.