Игры, сделанные в RPGMaker, как правило, делятся на два типа. В 99,9% это очень-ниже-среднего ремейки классических РПГ, со стандартными боями и простеньким сюжетом. 0,1% оставлен на интересные проекты. И среди них попадаются шедевры. Обычно это хорроры (Yume Nikki, Mad Father, The Witch’s House, Corpse Party), с редким вкраплением адвенчур (To The Moon) или РПГ (Lisa: The Painful). Такие игры проходят незаметными мимо людей, любящих ААА-тайтлы и топовую графику, и прочно встают на полки библиотек своих фанатов — с рейтингом «крайне положительно», со своими википедиями, форумами и группами верных поклонников.
И вот теперь — OMORI. С первого взгляда — еще одна маленькая и забавная история все на том же движке, от хорошего художника (Omocat), с интересной графикой и неординарным зачином. Присмотримся.
Наш главный герой — Омори, молчаливый и угрюмый мальчик, живущий в своей белой комнатке практически без мебели. Под потолком — лампочка, под боком — ноутбук и альбом для рисования. Зачастую Омори весь день проводит здесь, сидя в углу, обняв колени и не желая выходить… но в комнате есть дверь, а за дверью — лучшие друзья и прекрасный, замечательный, красивый мир. Дружба — это чудо, верно?
Стоит ступить за эту дверь, как мы понимаем, что мир Омори фантастичен, безумен и непредсказуем. Его друзей охраняют желтый кот размером с грузовик и говорящая змея, по игровой площадке бегают дружелюбные монстры всех цветов и размеров, по лесу бродят паукозайцы, на Луну можно залезть по приставной лестнице, в пустыне из коричневого сахара динозавры раскапывают артефакты человеческой цивилизации. Красиво, по-алисински волшебно, завораживающе. Хочется исследовать, хочется остаться здесь на подольше.
Хоррор? Какой хоррор? Да как бы вам сказать… в жанре стоит horror. И даже psychological horror.
Чудесные и великолепные миры, построенные, как защитная броня, вокруг маленькой белой комнатки-тюрьмы, не возникают из ничего. Сны зачастую основаны на реальных событиях. И все эти прекрасные и цветные лабиринты, населенные болтливыми персонажами, все мелкие смешные задания, все забавные секреты и ачивки — что скрывается за ними? И почему в многокрасочном, акварельно-карандашно-мерцающем окружении сам Омори — единственный, чьи цвета — только черный и белый? И его всегдашнюю апатию и молчаливость можно было бы списать на шаблон «Silent Protagonist»… но нет. С этим парнем происходит что-то очень плохое.
РПГ-часть здесь на удивление продуманная и очень интересная. Партия состоит из четырех человек: сам Омори и его друзья — Обри, Кел и Герой (Hero, это прозвище). У каждого персонажа есть четыре скилла, которые он может экипировать и применять в бою. Сражаются герои (логично — они же дети!) чем-то не очень подходящим для серьезных драк, но, тем не менее, весьма действенным: плюшевая игрушка, делающая врагам «шмяк!» (Обри), баскетбольный мяч (Кел) и, гм, лопатка для переворачивания блинчиков (Герой). Омори — единственный в группе владелец нормального оружия — ножа для стейков. Со временем получится найти и более интересные предметы (например, для Кела пойдет все круглое и швырябельное — большой апельсин, кокос, тыква-Джек…). ХП (Hearts) восстанавливается многочисленными закусками, соответственно, мана (Juice) — напитками. Есть большой ассортимент Toys — это штуки мгновенного применения, наносящие урон или бафающиедебафающие в боях.
Из экипировки, что опять-таки логично, на юных приключенцев найдется не так уж много. Не шлемы с кольчугами же носить, в самом деле? Так что из всего разнообразия остается лишь один equipment-слот, влезающий в карман — для талисмана. Камушек с дыркой на память, кроличья лапка на удачу, очки на внимательность, золотые часы… а, не, золотые часы вообще бесполезны. Продать их! За ракушки — местную валюту.
Самое интересное и нестандартное в OMORI, не виденное мной раньше в РПГ — это система настроений. Боевка преимущественно основана на эмоциональном состоянии нашей гоп-компании — и врагов тоже! Помимо базового «нейтрального», существуют три основных настроения — Happy, Sad, Angry, работают они примерно как камень-ножницы-бумага, плюс дают ряд других интересных дополнений. Angry наносит — но и получает — больший урон, Happy чаще промахивается, но атакует быстрее, а Sad атакует медленно и слабо, при этом защищен лучше, потому что часть урона переадресуется ему в ману вместо ХП. Вдобавок все это складывается до трех раз: Happy, помноженный надвое, дает Ecstatic, тройной Sad превращается в Miserable… Практически все скиллы OMORI заточены под смену эмоционального состояния — своего или противника, под нанесение сильного дамага противнику с определенным настроением, под интересные комбо с этими настроениями… И в итоге команда работает слаженно, как часы, жонглируя настроениями, словно мячиками. Очень интересная «фишка», превращающая простенькие РПГ-мейкерные бои в настоящий челлендж.
Еще в боях радуют враги, конечно. Каждый враг — произведение мультяшного искусства, обнять, смеяться, нарисовать фанарт! Таланты Omocat как художника безграничны, они видны и на бэкграундах (порой окружение вообще не напоминает РПГ-мейкер), и на портретах персонажей, но особенно бросаются в глаза на артах и на изображениях монстриков. Очень стильно, очень эффектно.
OMORI — это персона на минималках для тех, кто очень соскучился по Персоне. С разнообразными скиллами и динамикой команды, с разделением сюжета на дни (дней, правда, всего три, и в течение одного дня можно сделать сколько угодно побочных квестов), с прокачкой дружеских «лови пас!» комбо. С миром, четко разделенным на две половины. И с похожим сюжетом — который начинается как «группа тинейджеров ищет странных приключений», а продолжается и заканчивается… ох.
Это история про Неудачников из «Оно» — безо всякого Дерри и Пеннивайза, — которым не повезло угодить в ситуацию «everything went horribly wrong».
Это история про лучшие намерения, которые выстилают не дорогу в ад — но сам ад, от пола до потолка.
Грустная, тяжелая, отчаянная история.
Не ведитесь на забавных раскрашенных зверушек и окружение, похожее на уплющенный Диснейленд, смешанный со Страной Чудес Алисы: игра не детская, все будет всерьез. И не спешите брезгливо морщить нос: «фу, РПГмейкер, сколько можно этих пикселей». OMORI — редкий инди-игровой-рпгшный бриллиант, на уровне OneShot, Undertale и Yume Nikki (а также серии MotherEarhbound). Лично я считаю, что OMORI намного лучше Undertale, поднявшейся чисто на хайпе, но это повод для другого холивара в другое время.
Можете глянуть статистику: Overwhelmingly Positive обзоры от пользователей в Steam, 9,2 User Rating на Метакритике, 88 Metascore. OMORI заслуживает как минимум толики вашего внимания — это действительно замечательная игра, на 25-35 часов прохождения и на очень-очень много эмоций.